Интернет: поиск счастья

26.08.2009
к списку новостей

В России, поисковая оптимизация в интернете сейчас поглощает около 300 млн долларов в год, и эта цифра продолжает стремительно расти.«Дайте работнику количественный показатель результатов его труда! Человек в лепешку расшибется, чтобы этот показатель поднять и удержать», – примерно так напутствовал Билл Гейтс всех предпринимателей и управляющих бизнесами.

Как же он прав! Любой измеримый критерий успеха очень быстро становится самостоятельной экзистенциальной ценностью. Люди принимаются искренне и самоотверженно бороться за какие-нибудь рейтинги, начисто забывая, что эти цифры, на самом деле, означают и во имя чего их следует растить.

Ни в какой другой сфере человеческой деятельности количественные показатели не исчисляются так легко и быстро, как в интернет-бизнесе. Если вы ведете коммерческие операции с использованием Всемирной Сети, то можете без особого труда оценить свой успех в практически любых единицах – от среднемесячных объемов продаж до процента купивших от доли пришедших, выраженной в отношении массы зарегистрировавшихся к объему кликнувших, с учетом распределения по регионам, половозрастному составу и времени суток.

Эта недоступная прежде свобода исчисления всех и всяческих показателей сыграла с интернет-бизнесом злую шутку: вполне себе неглупые и здравомыслящие люди, к которым, без сомнения, относятся интернет-предприниматели, тратят нынче гигантское количество сил, денег и других ресурсов на завоевание верхних позиций в каких-нибудь топ-листах. Что продажи падают – не беда. Зато мы вошли в сотню самых известных и десятку самых динамично развивающихся...

Сложилось так, что самыми престижными показателями в интернет-маркетинге считаются списки выдачи популярных поисковых сайтов на запросы по ключевым словам того или иного бизнеса. Поэтому, если предприятие производит, к примеру, валенки, то его отдел маркетинга положит всю свою жизнь на то, чтобы продвижение сайта по запросу «валенки» , т.е. любой поиск в интернете выдавал ссылку на сайт предприятия первой строкой. Онлайн-демонстрация этого факта станет центральным номером во всех переговорах директора, а удержание рейтинга – отдельной статьей маркетингового бюджета предприятия. 

Благо, желающих освоить этот бюджет, сейчас имеется предостаточно: так называемая «поисковая оптимизация и продвижение сайтов» (SEO – search engine optimization) к концу нынешнего десятилетия превратилась из полуподпольного хакерского ремесла в большой респектабельный бизнес с массой предложений и широчайшим выбором услуг. В России на услугу оптимизация сайта в интернете тратится сейчас около 300 млн долларов в год, и эта цифра продолжает стремительно расти.

Меня такое положение вещей не может не радовать, поскольку SEO-услуги – существенная часть того дела, которым я занимаюсь. Но кое-что, однако, и огорчает.

Огорчает то обстоятельство, что клиенты ставят задачу специалистам по оптимизации (а значит, и самим себе) не в терминах результатов бизнеса, а в понятиях успеха в рейтинге: «Хотим войти в десятку по такому-то слову и в тройку по такой-то фразе».

Я, конечно, им: ребята, за ваши деньги – любой каприз. Но зайдите для начала на ваш сайт, который вы собираетесь сделать суперпосещаемым. Найдет ли пользователь на этом сайте то, что ищет? Сумеет ли быстро понять, какие услуги вы оказываете и как ими воспользоваться? Почувствует ли он желание иметь дело с хозяевами такого сайта? Сможет ли сервер выдержать десятикратный рост нагрузки?..

Проблема, на самом деле, не в дизайне, не в навигации, не в производительности, не в чем-то одном, вообще. Проблема – в комплексе всего этого и тысяче других мелочей, о которых надо хорошо подумать и которыми надо регулярно заниматься. Смешно сказать, мы то и дело сталкиваемся с ситуацией, когда клиент заказал работу раскрутка сайта, не позаботившись даже указать на этом сайте телефон компании или хотя бы адрес электронной почты! 

Точнее, контактная информация на ресурсе, на самом деле, обычно где-то имеется, но бывает закопана так глубоко, что найти ее сможет только опытный серфер за немалое время. И что толку выводить такой сайт в топы поисковых рейтингов? Все равно он ничего никому не продаст, а деньги на его движение будут потрачены впустую.

Создание сайта, а именно продающего – особое ремесло, на грани искусства. Но многие неофиты интернет-бизнеса не хотят об этом думать, у них одни рейтинги в глазах. Они упрямо борются за цифры рейтингов, но, в конечном счете, не за цифры продаж.

Или взять, допустим, другое модное средство интернет-продвижения последних лет – контекстную рекламу. Просто оторопь берет, до какой степени безграмотно ею зачастую пользуются. Покупают контекст по самым дорогим словам в надежде, что чем дороже – тем эффективнее. В результате, и эти деньги в значительной своей части тоже расходуются напрасно – если говорить о пользе для бизнеса заказчика, разумеется...

Однако я убежден, что эта магия недолго продержится. Мода на поисковые рейтинги и дорогой контекст уйдет или, по крайней мере, примет менее экстремальные формы. Поисковая оптимизация из «королевы интернет-маркетинга» превратится в просто один из инструментов работы в Сети, притом не самый главный. 

А бизнес сегодняшних SEO-оптимизаторов трансформируется в деятельность по оказанию интернет-маркетинговых услуг во всем их комплексе: от рекламы до разработки и услуги обслуживание сайта, т.е. именно сопровождения этого самого маркетингового инструмента .

Вчера, например, отдел продаж переслал мне письмо заказчика, начинающееся словами: «Мне нужно до конца года увеличить продажи вдвое…» Обожаю тебя, мой незнакомый будущий клиент! Уверен, мы найдем общий язык. И SEO нам не повредит: было бы что оптимизировать.

В конце концов, в интернет-бизнесе должны восторжествовать «вечные ценности», которые ничем не отличаются от ценностей бизнеса офлайнового. И тогда рынок услуг интернет-маркетинга перестанет делиться на рынок дизайна, рынок контента, рынок рекламы, рынок SEO и прочие другие рынки. Сложится единый, единственный рынок – рынок повышения продаж.

к списку новостей