Профессиональная графика для web-ресурса

к списку статей

Очень многие люди, начав заниматься работой - разработка веб дизайна, наивно полагают, что смогут достичь серьезных успехов в этом бизнесе, если научатся выдавать качественный результат. Без сомнения, качество работы – один из наиглавнейших критериев успеха, однако не следует забывать и о такой не менее важной проблеме дизайнерской деятельности, как необходимости не только создать, но и его продать. Да-да, ведь это такой же товар, как и многие другие, и его тоже надо продавать.

И продавать этот товар должны (вот тут я предвижу возмущенный хор оппонентов!)… сами веб-дизайнеры. И только так! И не надо пытаться с пеной у рта объяснять, что, мол, каждый должен заниматься своим делом, что мы, веб творцы и занимаемся работой «проектирование шедевров», торгашество – не наш удел, этим пусть занимаются торговые агенты и сэйлз-менеджеры… Такой подход неверен в корне, и это очевидно каждому, кто хотя бы раз сдавал свою работу руководителю проекта или заказчику.

Большинство «сэйлзов» заинтересовано только в одной вещи – в объеме продаж. Это и понятно – они сидят на процентах, это их хлеб, масло и все прочее, что сверху. Поэтому они практически всегда стоят на позиции: хорошо все, что хочет клиент, поскольку их конечная цель – сделка с клиентом, они мечтают только об одном: лишь бы клиент купил продукт. Именно поэтому им не до творчества и не до качества, у них несколько иная цель. Только отдельные, самые грамотные и дальновидные менеджеры по продажам понимают, что продавать в угоду клиентам некачественные сайты с топорным интерфейсом невыгодно в долгосрочной перспективе, поскольку это чревато репутационными и прочими рисками, разглядеть которые можно только подняв голову от сиюминутных квазипреимуществ.

И только самые-самые талантливые из них понимают, что в каждом деле следует опираться исключительно на профессионалов, доверяют дизайнерам и слушают их. Но лишь единицы совместно со специалистами продумывают систему аргументации под результаты выполненной работы, а не требуют принести им веб шедевр, соответствующий их собственной системе аргументации. Последние – подарок, очень большая удача, а удача, как известно, вообще не встречается часто. Гораздо чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда веб специалисту приходится доказывать и клиенту, и своему директору, и сэйлз-менеджеру, что разработанный им продукт хорош, соответствует всем правилам и будет весьма эффективным, а также то, что не надо на заглавной странице сайта размещать всякую «ботву-которую-клиент-захотел-увидеть-потому-что-это-круто».

Так что подготовка хорошего проекта – это не только качественная работа, но и аргументация тех или иных решений. В противном случае, не избежать постоянного повторения ситуации, когда дизайнер, пробормотав какие-то жалкие и невнятные слова в «оправдание» своей на самом деле весьма качественной и профессиональной работы, вынужден идти уродовать ее в угоду клиентским «замечаниям», сопровожденным подобострастным поддакиванием со стороны своих «коммерческо-административных» коллег, либо, что не легче, начав высказывать свои соображения еще на стадии обсуждения концепции, просто лишится заказа – и потом, что характерно, ему будет долго припоминаться то, как он своими руками лишил себя и фирму (!) живых денег. Поэтому, повторимся еще раз, веб-дизайнер должен уметь аргументировать и продавать свою работу.

Несколько правил

Терминология. Не следует стесняться пользоваться (в разумных пределах!) профессиональной терминологией в разговоре с любым человеком, которому требуется разработка сайта или нужно заказать дизайн, чтобы доказать состоятельность макета, для чего можно использовать такие слова и выражения, как визуальный ряд, эргономичность, юзабилити, цветовой диссонанс, композиция, структурирование, концепция сайта, цветоделение, гамма, контент, логические блоки, фреймы, текстуры, контрастные образы, метафора, пропускная способность, законы восприятия и т.п.

Все это терминологическое многообразие, позволит пробить брешь в сложившемся мнении о простоте разработки как вида деятельности, особенно, если речь идет о подготовке такого интерфейса, как мобильный сайт. Большинство нормальных людей в жизни, не слышали ни о каких законах восприятия, композиция для них – это либо то, что они так и не смогли, как ни бились, освоить на рисовании в пятом классе, либо что-то из забытых уроков музыки, что же касается юзабилити сайта – то это вообще темный лес.

Вследствие всего этого, возможно, Вам удастся добиться того, что Ваш собеседник откроет для себя некоторые вещи, которые Вы полагаете очевидными: то, что к работе по подготовке интерфейса нельзя подходить с примитивными бытовыми мерками, что работа имеет свои концепцию, цветовую формулу, логическую схему, ритм и насыщенность. Тогда и только тогда он поймет самое главное: что он абсолютно ничего не смыслит в графике, что он не профессионал, а клиент, заказчик, задача которого – объяснить профессионалам свои потребности и заплатить им деньги за грамотную работу, которую он сам выполнить, не способен.

Однако в подобной ситуации следует избегать и другой крайности – опасно переусердствовать с умными словами, поскольку в этом случае у собеседника может сложиться мнение, что его точку зрения вообще не воспринимают, либо – что того хуже – что его примитивно пытаются «развести», задавить различными псевдоумностями. Если собеседник – клиент, он может просто обидеться и уйти. То есть следует быть одновременно в меру умным и максимально корректным – выдерживание баланса станет залогом того, что клиент постесняется лезть со своими советами, ограничиваясь изложением пожеланий к результату. Ему следует очень вежливо и ненавязчиво дать понять, что его советы в части приемов и методов работы априори неграмотны, поскольку в таком сложном деле неспециалисту делать нечего. Он это поймет и будет даже счастлив, что нашел реального профессионала и не зря платит ему деньги.

Клиент должен увидеть

Для этого заказчику следует показать заготовку изображения в Photoshop или макет проекта в Dreamweaver. Заказчик поймет, что работа с веб графикой кропотлива и сложна, и вмешиваться в нее себе дороже. Нужно, чтобы клиент пришел к однозначному выводу: он не просто нашел единственного и крайне необходимого ему человека, который все сделает именно так, как нужно, но и не переплачивает ему. Заказчику на работы надо дать понять, что программы, которые используются в процессе работы сайт под ключ, по сложности отличаются от тех, с которыми люди имеет дело при обычном пользовании компьютером, так же, как современный истребитель пятого поколения отличается от детского воздушного змея.

Подача материала

Знаете ли Вы, какое влияние на объемы продаж товара оказывает его упаковка. Если не знаете, поверьте – это влияние огромно. Достаточно вспомнить старое доброе выражение «встречают по одежке…». Первое впечатление покупателя о товаре – это именно впечатление о внешнем виде товара, то есть его упаковке. Все это совершенно справедливо и в отношении внешнего вида веб проекта. Да, как ни парадоксально это, на первый взгляд, звучит, но веб дизайн сайта, как и любой товар, нуждается в хорошей упаковке.

Поэтому – сохраните готовую работу на диске (CD или DVD), подпишите носитель, но не так, как бы Вы сделали это для себя, просто, чтобы не перепутать диски, – первым попавшимся тупым карандашом, не заботясь о том, может ли кто-то помимо Вас разобрать хоть слово… Нет, надпись должна быть легко читаема, при этом пусть там будет не только название проекта, к примеру, «создание интернет магазина», но и краткие технические характеристики (что чрезвычайно важно!) название компании заказчика.

Не поленитесь сделать качественные распечатки индивидуальной веб графики и поместите их в красивую папку, лучше всего – какую-нибудь особенную, например, с логотипом Вашей компании. Не бойтесь потратить несколько сот рублей на оформление своего товара. Но главное – снабдите работу технической документацией: добавьте в папку графики цветовых формул, использованных в проекте, схемы расположения элементов, логические взаимосвязи, описания композиции. Если идет подготовка ресурса – адаптивный сайт – дайте возможность увидеть, как макет будет выглядеть на разных разрешениях экрана. Напечатайте текстовое сопровождение с объяснением своей работы. Сделайте все это, и клиенту будет приятно. Он почувствует, что не зря потратил деньги.

И в заключении еще раз: недостаточно просто делать хороший веб-дизайн сайта, чтобы стать хорошим специалистом, надо еще уметь убедить других в том, что Ваша работа хороша. Маленькая оговорка: в числе этих «других» не подразумеваются коллеги по цеху. Да это и понятно: каким бы соловьем Вы не заливались, каждый из них все равно сделает собственные выводы, причем базироваться будет на фактическом материале, а не на Вашем рассказе о нем. И это на самом деле не так уж и плохо, поскольку должен же хотя бы кто-то генерировать здоровую и профессиональную критику.

к списку статей
(он-лайн заявка)