Популярность информационных проектов

к списку статей

Интернет прирастает крупными информационными проектами. Слово «портал» происходит от латинского «porta» – ворота, до конца двадцатого столетия оно использовалось исключительно как архитектурный термин со значением «главный вход большого архитектурного сооружения». Считается, что применительно к интернету термин «портал» впервые употребила компания маркетинговых исследований Zona Research. Аналогия достаточно прозрачная – имеется в виду веб-сайт, с которого пользователь Всемирной сети регулярно начинает свою работу в интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера, «главным входом» во Всемирную сеть.

Слово «портал» очень быстро стало модным, его стали употреблять по поводу и без повода. Многие веб-сайты, имеющие большой пользовательский трафик, гордо именуют себя порталами. Но трафик – это еще не все, в строгом смысле слова портал – это большой и известный интернет-ресурс, сочетающий веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы таким образом, чтобы соответствовать потребностям широчайшего круга пользователей, в подавляющем большинстве случаев такие ресурсы строятся вокруг поисковых машин и каталогов. Настоящих порталов в действительности весьма немного – на каждом уровне (глобальном, национальном, региональном) их обычно единицы.

Вот, пожалуй, самое короткое и довольно-таки точное, хотя и небезгрешное с точки зрения лингвиста, определение портала: – это мультисервисный сервер. Сервисы, составляющие портал, могут нести различную тематическую нагрузку. Основную идею существования проекта можно сформулировать следующим образом: запустив некую критическую массу сервисов, набрать в результате количество пользователей, достаточное для работы по «самопополняющемуся» принципу, после чего посещаемость будет расти практически без дополнительных затрат на рекламу.

Порталы бывают разные: вертикальные и горизонтальные, торговые и информационные, корпоративные и личностные порталы. Вертикальными обычно называют порталы, предоставляющие информацию и сервисы только по одной конкретной теме, а горизонтальными – порталы, состоящие из разнотематических сервисов и предназначенные для самой широкой аудитории.

Мифы о создании порталов

Очень многие ошибочно полагают, что портал представляет собой выход куда-то наружу, в некое свободное пространство. Это категорически не так! На самом деле – это вход, проход вовнутрь вполне конкретного информационного поля, поскольку главная задача любого подобного ресурса состоит в том, чтобы задержать пользователя в этом поле как можно дольше, чтобы он провел там десятки минут и, возможно, даже часы.


Помимо этого, существуют и другие мифы о порталах:

  • «Создание портала начинается с интернета, «железа» и программирования». Нет, создание сайтов начинается с понимания бизнес-задачи – хотя бы в первом приближении
  • «Портал – это просто набор очень большого количества различных ссылок». Нет, портал включает в себя набор грамотно подобранных ссылок на структурированные источники, такие, как базы данных
  • «Портал – такая штука, где очень много всякого контента, при этом количество контента переходит в качество». Нет, в портале на решение Ваших бизнес-задач работает только грамотно подобранный контент-изюминка
  • «Портал должен быть максимально насыщен новостями, фактами, предложениями, то есть чтобы было как у всех, только круче». Нет, похожесть губительна, всегда старайтесь найти свой стиль и содержание, придерживайтесь собственной линии!

Признаки грамотно созданного веб проекта

Вряд ли имеет смысл объяснять, зачем владельцу сайта как можно большее количество посетителей, – ясно, что для привлечения рекламодателей! Кстати, одним из отличительных признаков портала является создание рекламных баннеров на его страницах. Помимо этого, имея постоянно большое количество посетителей, владелец ресурса может создавать и ненавязчиво вводить в оборот различные платные сервисы, сдавать в аренду свои рекламные и торговые площадки и приложения и т.п. Еще к отличительным особенностям настоящего портала можно отнести:

  • Высокую посещаемость
  • Многоуровневость и многофункциональность
  • Развитый сквозной поиск
  • Высокоскоростной доступ к качественной информации
  • Развитые возможности персонификации
  • Хорошую систему защиты информации (продумывается при проектировании)
  • Одинаковое оформление всех создаваемых страниц (хотя для арендуемых сервисов желателен оригинальный дизайн сайтов)
  • Применение языка XML для хранения данных (признак необязательный, но желательный, особенно для бизнес-ресурсов).

Стратегии разработки

Существуют различные способы создания информационных сайтов. Можно внедрить один сервис, приложить усилия для того, чтобы сделать его популярным и привлечь большое число пользователей, а затем предложить этим самым пользователям и другие услуги. Примером такого подхода может служить портал Mail.Ru. 

Он начинался как исключительно почтовый сервис и только затем, после завоевания признания со стороны своих пользователей, его владельцы начали предлагать пользователям дополнительные услуги: сообщать прогноз погоды, информировать о новостях, предоставлять возможности по хранению файлов и фотографий и т.п. Многие поисковые серверы также обросли различными сервисами и стали порталами.

Ряд владельцев порталов пошли по пути объединения уже существующих одиночных (несвязанных) сервисов. В качестве иллюстрации можно привести отдельные информационные проекты, предоставляющие пользователям ленты новостей различной тематики от нескольких источников с возможностью персональной настройки интерфейса пользователя. Отчасти к этому типу порталов в части механизма образования можно отнести и создание интернет-магазинов, т.е. объединение общих баз данных по товарам и системы доставки. 

Как правило, движущей силой для магазинов в этом случае служит желание сократить собственные издержки и если не монополизировать, то хотя бы отчасти взять под контроль рынок. Справедливости ради следует отметить, что на рынке можно наблюдать и обратную тенденцию, когда от подобного «холдинга» отпочковываются и устремляются в самостоятельное плавание отдельные интернет-магазины.

Бывает, что одна компания сама объединяет в портал и поддерживает сразу несколько сервисов, однако для этого требуется большой штат обслуживающего персонала. Таким образом, действовали пионеры интернета, опытным путем нащупывавшие правильные стратегии в области электронной торговли, учившиеся исключительно на собственных ошибках. Однако существует и другой магистральный путь развития портального бизнеса, по которому в настоящее время идут высокотехнологичные компании – создатели и интеграторы интернет-коммерции. 

Он заключается в том, что компания-интегратор делает на основе собственных технологических решений (платформ) некое виртуальное подобие традиционного бизнес-центра – набор различных бизнесов, каждый из которых позволяет вести обособленную коммерческую деятельность, при этом сохраняя возможность использования общих сервисов ресурса. Такие бизнесы, как правило, сдаются в аренду и управляются арендаторами, которые, в свою очередь, получают от такого сотрудничества массу преимуществ, особенно в том случае, если они представляют собой субъекты малого предпринимательства или компании, только начинающие свой путь в виртуальном бизнесе. 

Во-первых, не требуется держать штат программистов и менеджеров для работы поддержка сайтов – достаточно одного администратора, обладающего достаточной компьютерной грамотностью и понимающего общую логику изготовления и функционирования веб-ресурсов. Во-вторых, отпадает необходимость уплаты немалых сумм за покупку лицензии на программное обеспечение, служащее платформой для интернет-магазина.

Торговые площадки

На начальном этапе в российской части интернета (Рунете) превалировали портальные решения, ориентированные на потребительский рынок, то есть порталы в сегменте B2C. Причина такого положения дел была понятна и проста – подобные ресурсы гораздо проще создавать и заниматься работой продвижение сайта, в ряде случаев они достаточно быстро начинают приносить прибыль, пусть и небольшую. При этом опыт более развитых в части информационных технологий рынков свидетельствует также о высоком потенциале и перспективности модели B2B – причем как в оффлайне, так и в онлайне.

В связи с этим и в Рунете в последние несколько лет появляется все больше ресурсов в сегменте B2B, поскольку участники рынка постепенно проникаются соответствующими идеями и оценивают получаемые преимущества. Так, для компаний – продавцов на онлайновых биржах, которыми чаще всего и являются B2B-порталы, их выгода от перехода в поле электронной коммерции заключается, прежде всего, в снижении производственных и транзакционных издержек, а также в потенциальном расширении рынков сбыта. 

Покупатели же получают возможность максимально оперативно и по приемлемой для себя цене, не тратя часы на сканирование десятков прейскурантов выбрать необходимый товар из большого числа имеющихся предложений. По аналитическим данным, экономия от использования схем B2B в зависимости от ряда факторов может достигать 14-17% по закупкам и 20-23% по сбыту. В качестве иллюстрации можно привести следующий пример: составление одного заказа корпоративному закупщику с использованием B2B-портала обходится в среднем в 10-30 долл., в то время как в оффлайновом варианте эта сумма в большинстве случаев начинается от 100 долл. 

Что касается создателей онлайновых бирж, то и также не остаются внакладе, поскольку получают свой процент от заключаемых и исполняемых с их помощью сделок, помимо этого владельцы успешных B2B-порталов могут также рассчитывать на получение прибыли от размещения у себя различного рода рекламы.

При этом следует понимать, что не все электронные торговые площадки и не для всех участников являются одинаково привлекательными. Например, достаточно часто крупные производители делают вертикальные торговые площадки и начинают привлекать на них потенциальных покупателей своей продукции и поставщиков комплектующих. По понятным причинам рекламирование и продвижение собственной продукции будет у владельца ресурса на первом месте в ущерб всему прочему. 

Такое положение дел вряд ли будет устраивать, кого бы то ни было еще, поэтому такой портал обречен, оставаться лишь корпоративным. Отсюда можно сделать достаточно, в общем, общеупотребимый вывод: онлайновый B2B-проект может рассчитывать на коммерческий успех только в том случае, если он разработан и продвигается либо одним независимым бизнес-субъектом, либо несколькими участниками рынка на паритетных (договорных) началах.

к списку статей
(он-лайн заявка)