Классификация и определения порталов

к списку статей

Слово «портал» пришло во Всемирную сеть из архитектуры. Если обратиться к наиболее авторитетному отечественному источнику «доинтернетовского» периода – Большой Советской Энциклопедии 1975 г., там можно прочитать буквально следующее: «Портал (нем. Portal, от латинского porta – вход, ворота) – архитектурно оформленный проем, чаще всего являющийся входом в здание». 

Очевидно, что ключевым словом этого определения является слово «вход». В контексте реалий Всемирной сети имеется в виду веб-ресурс, с которого пользователь постоянно начинает свою активность в интернете и который он (пользователь) делает стартовой страницей своего веб-браузера.

Исходя из этого, с точки зрения информационных технологий портал – это или вход, врата в какое-либо информационное хранилище, или некий интерфейс между посетителем и информацией, находящейся в этом хранилище. Таким информационным хранилищем в общем случае является собственно Всемирная паутина, а создание информационного сайта представляет собой сайт, через которые пользователь может попадать в самые различные точки (узлы), следуя указанием расположенных на интернет-ресурсе ссылок.

 Проще говоря, интернет-портал – это веб-ресурс, войдя на который можно увидеть многочисленные указатели: туда-то пойдешь – то-то найдешь. Как вариант, в качестве вышеупомянутого информационного хранилища могут служить и отдельные крупные сайты информационной направленности – их нередко именуют информационными сайтами.

Если учитывать все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что Интернет-портал отличается от обычного веб-сайта и только наличием большого числа ссылок на другие веб-ресурсы, а вовсе не числом страниц, обилием сервисов и т.п. 

Однако едва ли не все интернет-ресурсы (а что уж говорить об информационных) имеют ссылки на другие сайты Всемирной сети, так что граница между интернет-порталами и информационными проектами размывается, что отчасти подтверждается и тем, что большинство крупных сайтов именуют себя просто порталами. При этом даже небольшой сайт, имеющий значительное количество внешних ссылок, в «законном праве» именоваться порталом.

Заканчивая «терминологический» экскурс, необходимо отметить, что в настоящее время само слово «портал» продолжает оставаться чрезвычайно модным, поэтому его достаточно часто употребляют к месту и не к месту, не сильно задумываясь ни о смысле, ни о том, соответствует ли называемый порталом веб-ресурс каким-либо обычно применимым критериям.

Информационное наполнение сайта (контент), различные веб-сервисы, ссылки на другие сайты и прочие необходимые составляющие должны сочетаться в интернет-портале с максимальным удобством для очень большого числа посетителей. 

Это связано с тем, что основная идея проектирования подобных ресурсов, т.е. разработка сайта такого рода это создание критической, то есть по определению очень большой, массы сервисов с тем, чтобы можно было привлечь к себе такое количество пользователей, которое будет постоянно обновляться и пополняться безо всяких трат на рекламу сайта, поскольку посещаемость будет расти как бы сама по себе продвижение сайта в смысле именно SEO и не понадобится.

Иными словами, «нормальный» интернет-портал представляет собой широко известный веб-ресурс с многочисленными различными сервисами, посещаемый очень большим количеством пользователями. Большинство порталов построено вокруг поисковых машин и каталогов. Качественный информационный ресурс непременно должен обладать:

  • Оригинальным, сбалансированным веб-дизайном – дизайн сайта тут служит не украшательством, а требуется в качестве правильно спроектированного интерфейса
  • Достаточным объемом информации, не перегружающим при этом его страницы
  • Удобным или, как говорят, «дружественным» пользовательским интерфейсом.

Горизонтальный портал (General portal)

Горизонтальный или универсальный интернет-портал, иногда (по «логике» соответствующего английского прилагательного) именуемый также порталом общего характера, представляет собой сайт, охватывающий различные темы и предлагающий пользователю широкий набор сервисов, обслуживающих, по возможности, все охваченные им темы, сайт, ориентированный как на максимально широкую аудиторию, так и на максимальный охват интересов этой аудитории. 

Такие порталы, как правило, совмещают в себе разнообразные функции, предлагают разноплановый контент и разнообразные сервисы: новости, финансовые сводки, информацию о погоде; интерактивные, развлекательные и игровые сервисы и т.п.

Вертикальный портал (Vertical portal), Портал-ниша (Niche portal)

Вертикальный Интернет-портал – это веб-ресурс узкой тематической направленности, предоставляющий пользователям различные сервисы по определенным интересам и ориентированный на полный охват конкретной тематики или сферы деятельности человека. 

При этом если тематика вертикального портала достаточно интересная, вокруг него может сложиться так называемое «сообщество» или «комьюнити» (от английского слова «community») – относительно постоянная группа людей, систематически общающихся между собой в чате этого портала.

Смешанный портал (Blended portal)

С целью собственного продвижения, после окончания работ - создание интернет магазина, многие наполняют страницы своих сайтов разнообразной и максимально подробной справочной информацией, относящейся к предлагаемым товарам, статьями по тематике магазина и т.п., превращаясь, таким образом, в смешанные порталы, сочетающие в себе достаточный объем информационных ресурсов и серьезную бизнес-составляющую.

 Наблюдается подобная тенденция и с другой стороны – некоторые вертикальные порталы стали вводить и развивать различные бизнес-составляющие в своих специализированных разделах, что также позволяет отнести их к смешанным порталам.

Корпоративный портал (Corporate portal, Enterprise portal)

Создание корпоративного сайта все чаще сопровождается внутрифирменными информационный проектами, которые представляют собой некое подобие закрытого (или полузакрытого) клуба, поскольку в большинстве случаев предоставляет сотрудникам компании, владеющей порталом, а также ограниченному кругу иных лиц (как правило, это постоянные партнеры (клиенты) компании) персонифицированный вход в «святая святых» компании – ее систему управления или, в зависимости от ситуации, информационную систему подготовки принятия решений, экспертную систему, систему совместной работы, систему управления бизнес-процессами, и т.п. 

При этом часть ресурсов корпоративного портала может быть и общедоступной, но общим его признаком является именно персонифицированный доступ к основной части информационных ресурсов и сервисов.

к списку статей
(он-лайн заявка)