Первые шаги подготовки веб проекта

к списку статей

С чего начинается изготовление и разработка сайта. В данной статье содержится описание начальных этапов проекта и основных шагов, которые требуется предпринять еще до начала работы над графическими эскизами и их версткой.

У Вас появилось непреодолимое желание сделать сайт, в голове роятся различные мысли и наполеоновские планы, но, как правило, именно в этот момент Вас настигает первое затруднение: задача создание хорошего сайта совсем не проста, поскольку ранее Вам никогда подобную работу выполнять не приходилось, 

Вы осознаете, что просто не знаете, с какого конца подступиться к вопросу. Ну, возможно, у Вас уже есть опыт подготовки простой домашней странички в интернете – и это замечательно, но Вы интуитивно понимаете, что здесь совсем не то – создание многостраничного сайта потребует к себе совершенно другого подхода и отношения к проекту.

Что характерно, в различных интернет-сообществах периодически задается и обсуждается этот самый сакраментальный вопрос: так с чего же все-таки следует начинать изготовление собственного сайта или, где заказать сайт. На наш взгляд, часто высказываемое мнение о том, что краеугольным камнем является дизайн - одно из самых больших заблуждений. Далеко не самое важное место и не самую большую часть времени, требуемого на проектирование веб ресурса, занимают подготовка интерфейса и верстка.

Начинать проект нужно с максимально тщательного продумывания, «складывания» концепции проекта и детальной проработки структуры веб ресурса, включая все составляющие. Затем на основе уже сформулированной концепции и проработанной структуры можно начинать подбирать для него необходимые материалы и генерировать дизайнерские идеи. 

И только после того, как Вы уже достаточно четко будете представлять, какая именно информация (не просто направление или тематика, а конкретные материалы, статьи, тексты, а также изображения и т.п.) будет размещена на Вашем сайте, нужно будет начать задумываться над тем, как представить ее наиболее удобным и понятным образом, чтобы то, что уже известно Вам, удалось бы с максимальной отдачей довести также и до посетителей (потенциальных пользователей) будущего интернет представительства. Рассмотрите вариант – мобильная версия сайта.

Структура информации

Уже при подборе материалов необходимо продумать их структуру, уметь расставить акценты, выделить наиболее важное, то, что непременно должно дойти до пользователя, даже если он будет просматривать материал «по диагонали». Бытует и такое мнение: вся информация важна, необходимо акцентировать ее всю. 

Это серьезное заблуждение – даже в самой важной информации есть «самая-самая», наиболее важная, та, без которой все остальное не имеет смысла. Для достижения успеха ее необходимо отделить от всей прочей информации и именно на ней сделать акцент.

Тщательно продуманная и грамотно исполненная структура обеспечивает половину успеха проекта веб разработка. Ошибки, допущенные на этом, самом первом этапе работы, могут вылиться в серьезные затраты сил и средств на последующих этапах, если придется исправлять работу, выполненную с ошибками вследствие изначально неправильно заложенных концептуальных решений. Для лучшей организации мыслей удобнее прорабатывать структуру ресурса на листке бумаги или в текстовом файле.

Пример: имеется небольшая торговая компания, решившая открыть свое представительство в интернете – создать собственный сайт. Обычно, структура корпоративного ресурса включает в себя следующие разделы, базовая комплектация корпоративного сайта:

  • Индивидуальный дизайн сайта, подготовленный на основе фирменного стиля компании и с использованием логотипа, фирменных цветов, фотографий продукции и услуг. Насыщенный тематический дизайн, предполагает выполнение сложных графических работ
  • Стабильная система управления контентом (CMS)
  • По желанию заказчика - создание сайта на битрикс
  • Первоначальная seo оптимизация
  • Регистрация и постановка на сайт счетчиков (рейтингов)
  • Авторизированный раздел пользователей
  • Форма обратной связи
  • Прайс листы
  • Лента новостей
  • Модуль вопрос-ответ
  • Модуль статьи
  • Многоуровневый расширенный модуль каталог
  • Фотогалерея
  • Поиск
  • Модуль акции
  • Управление рекламными баннерами
  • Модуль Интернет витрина-модуль заказа
  • Модуль комментарии к новостям
  • Модуль подписка и рассылка

Понятно, что вышеозначенную структуру сайта нужно откорректировать под каждую конкретную компанию. Скажем, у Вашей компании имеется ряд одинаковых по важности видов деятельности – тогда в проект разработка корпоративного сайта имеет смысл добавить дополнительное меню или отдельный каталог.

Формируя каркас будущего ресурса, не следует поддаваться соблазну «запихнуть» все пункты меню на одну страничку. Человек комфортно воспринимает не более семи позиций меню, их большее количество вызывает подсознательное отторжение и может послужить причиной ухода пользователя с сайта. Сложное далеко не во всех случаях вызывает желание разбираться. Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуется использовать иерархическое построение меню. 

Правильно структурированная информация позволяет выделить в проекте основные разделы, все второстепенные разделы будут доступны после выбора одного из основных разделов меню. Это замечание относится и к меню второго уровня – при большом количестве пунктов меню можно ввести меню третьего уровня. И не больше!

Если информации для сайта так много, что не получается структурировать ее в трехуровневое меню, можно выделить отдельные подсайты, каждый из которых будет отвечать за свою область. Например, при проектировании корпоративного и сложного веб ресурса - из структуры основного проекта выносится создание интернет магазина, который приобретает статус самостоятельного ресурса.

Подготовка текста (контента)

Важной частью второго этапа, помимо подготовки структуры - является подготовка информации (контента) для размещения, т.е. тексты для сайта. При этом следует четко представлять себе, что подготовка и структурирование информации для размещения в интернете имеет серьезную специфику. 

Механическое копирование структуры буклета компании является очень грубой ошибкой. Тексты, взятые из буклета и выложенные на сайт в неизменном виде, будут выглядеть и читаться чрезвычайно плохо, чужеродно, ведь они писались, ориентируясь на иную форму восприятия информации.

Буклет, как и любое другое печатное издание, изначально предназначен для постраничного просмотра – слева направо и сверху вниз. Соответственно, содержащийся в буклете текст последовательно излагает всю информацию. Для создания веб-страниц наиболее логичным и легче всего усваиваемым потребителем моментом в части восприятия информации является способ ее структурированного представления, при котором в основной статье, на главной странице излагаются различные общие вопросы и сжатые изложения отдельных позиций, а более подробные и развернутые представления вынесены на отдельные странички, переход к которым, осуществляется по внутренним ссылкам. 

Эти ссылки могут располагаться либо в конце соответствующей страницы (тогда они служат указателем на следующую страничку – аналогом линейному просмотру информации, либо внутри нее непосредственно после «затравочного» блока информации, как бы подсказывая посетителю способ получить более подробные сведения по интересующему его вопросу, никуда не уходя с сайта.

Преимуществом структурированного способа представления информации является то, что ее потребитель имеет возможность вывести на экран для ознакомления только ту ее часть, которая ему действительно нужна, ему не требуется пролистывать не интересующие его страницы в поисках начала нового раздела или главы. Ведь потребители – люди совершенно разные: некоторым из них достаточно краткого обзора вопроса, другие любят углубляться в подробности. 

При структурировании большого материала он разбивается на некоторое количество небольших по объему логических фрагментов, каждый из которых содержит один или группу аспектов рассматриваемого вопроса. Потребитель сам может создать себе способ отбора информации, которая его в наибольшей степени интересует и является для него полезной. У этого способа есть и еще одно преимущество – прямое следствие вышеописанного: небольшие по объему странички не в пример огромным грузятся очень быстро, что для многих посетителей является дополнительным фактором, удерживающим их на сайте.

Все вышесказанное относится только к чтению информации в онлайновом режиме – непосредственно с монитора. Если же разработчики сайта предвидят то, что некоторая часть содержащейся на нем информации будет распечатываться пользователями (например, карта «Как нас найти?» или контактные реквизиты компании), им следует заранее позаботиться о выводе печатных вариантов соответствующих страниц, содержащих ту же информацию, но представленную в варианте именно для печатного представления. Несомненно, подобная забота о пользователях будет ими оценена по достоинству.

Стиль изложения информации является как минимум не менее, а то и более важной частью, нежели стиль визуального отображения. Для качественного веб-ресурса он также должен быть уникален и строго выдержан. Как правило, на корпоративных сайтах применяется достаточно официальный стиль изложения, но и в этом случае тексты желательно специально подготовить для максимально выигрышного визуального восприятия именно с монитора, а не просто копировать информацию из пресс-релизов компании.

Готовится веб интерфейс в растровых или векторных редакторах, позволяющих максимально свободно и легко манипулировать объектами на будущей веб страничке. Материальным результатом этого этапа проекта является готовый эскиз дизайна.

Заметили, что мы до сих пор так и не затронули HTML-кодирование. Почему? Потому, что это далеко не главный этап проекта , вышеперечисленные этапы могут занять гораздо большую часть отведенного на проект времени. Написание HTML-кода – вопрос технический. Да, в процессе написания придется устранять нестыковки со стандартами, огрехи – но все это преодолимо, а вот ранее описанные шаги и этапы проекта – процесс творческий, зачастую просто непредсказуемый.

Пожалуйста, постарайтесь об этом не забывать, увлекаясь php программированием сайта, и не упускайте из виду очень важные вещи, которые только и позволят Вашему интернет представительству стать единственным и неповторимым. Когда все будет готово и протестировано, проект выпущен в жизнь, ему, безусловно, потребуется сопровождение, т.е. техническая поддержка сайта. Поддерживать достигнутые результаты и их улучшать, т.е. заниматься развитием проекта, это означает дать ему долгую жизнь в интернете.

к списку статей
(он-лайн заявка)