Интернет: поиск счастья

к списку новостей

В России, поисковая оптимизация интернет сайта сейчас имеет ёмкость около 300 млн долларов в год, и эта цифра продолжает неуклонно расти. Дайте своему работнику четкий количественный показатель измеряющий результаты его труда и работник будет расшибаться в лепешку, чтобы этот самый показатель поднимать и удерживать – примерно так мог напутствовать великий Гейтс всех своих управляющих бизнес единицами.

Да и прав он, безусловно же! Любой измеримый критерий успеха очень быстро становится как бы вещью в себе, начинает обладать ценностью бытия и самостоятельной экзистенциальной ценностью. Люди с радостью принимаются искренне и самоотверженно бороться и добиваться каких-нибудь рейтингов и ранжиров, забывая напрочь, что эти цифры в реальности, означают и за ради чего их следует увеличивать и неуклонно растить.

Вряд ли есть какая то другая сфера деятельности человека, где эти самые количественные показатели исчисляются так же быстро и легко, как это происходит в интернет-маркетинге. Если или когда вы проводите коммерческие операции во всемирной паутине, то можете без особых усилий оценить свои успехи практически в любых единицах – от подсчетов конверсии и среднемесячных объемов продаж до процентов купивших от доли пришедших, которые выражены в отношении количества зарегистрировавшихся пользователей к объему кликнувших мышкой, учитывая распределение по регионам, гендерному признаку, полу, возрасту, составу целевой аудитории и даже, по времени суток.

Эта, ранее недоступная возможность исчисления всяких показателей играет с интернет-маркетингом злую шутку: даже очень неглупые и вполне здраво мыслящие товарищи, к которым, как мне видится, относятся интернет-бизнесмены, тратят огромное количество сил и трудом заработанных денег, а также, других ресурсов на завоевание топовых позиций в каких-нибудь листах ранжирования. А то, что продажи угасают – да и ладно. Зато, мы же попали в сотню самых динамично развивающихся и известных предприятий и т.д....

Ситуация усугубляется тем, что самыми крутым показателям в интернет-бизнесе считаются строки выдачи популярных поисковых систем на продающие запросы по ключевым словам того или иного вида бизнеса. Поэтому, если предприятие производит, к примеру, колбасу, то отдел маркетинга этого предприятия кладет всю свою сознательную жизнь на продвижение сайта по высокочастотному запросу «купить колбасу» , т.е. чтобы поисковая система выдавала ссылку на сайт компании в первых строках. Онлайн-демонстрация этого факта станет центральным номером во всех переговорах директора, а удержание рейтинга – отдельной статьей маркетингового бюджета предприятия.;

Благо, желающих освоить этот бюджет, сейчас имеется предостаточно: так называемая «поисковая оптимизация и продвижение сайтов» (SEO – search engine optimization) к концу нынешнего десятилетия превратилась из полуподпольного хакерского ремесла в большой респектабельный бизнес с массой предложений и широчайшим выбором услуг. В России на оптимизацию сайта в интернете тратится сейчас около 300 млн долларов в год, и эта цифра продолжает стремительно расти.

Меня такое положение вещей не может не радовать, поскольку SEO-услуги – существенная часть того дела, которым я занимаюсь. Но кое-что, однако, и огорчает.

Огорчает то обстоятельство, что клиенты ставят задачу специалистам по оптимизации (а значит, и самим себе) не в терминах результатов бизнеса, а в понятиях успеха в рейтинге: «Хотим войти в десятку по такому-то слову и в тройку по такой-то фразе».

Я, конечно, им: ребята, за ваши деньги – любой каприз. Но зайдите для начала на ваш сайт, который вы собираетесь сделать суперпосещаемым. Найдет ли пользователь на этом сайте то, что ищет? Сумеет ли быстро понять, какие услуги вы оказываете и как ими воспользоваться? Почувствует ли он желание иметь дело с хозяевами такого сайта? Сможет ли сервер выдержать десятикратный рост нагрузки?..

Проблема, на самом деле, не в дизайне, не в навигации, не в производительности, не в чем-то одном, вообще. Проблема – в комплексе всего этого и тысяче других мелочей, о которых надо хорошо подумать и которыми надо регулярно заниматься. Смешно сказать, мы то и дело сталкиваемся с ситуацией, когда клиент заказал раскрутку сайта не позаботившись даже указать на этом сайте телефон компании или хотя бы адрес электронной почты!

Точнее, контактная информация на ресурсе, на самом деле, обычно где-то имеется, но бывает закопана так глубоко, что найти ее сможет только опытный серфер за немалое время. И что толку выводить такой сайт в топы поисковых рейтингов? Все равно он ничего никому не продаст, а деньги на его движение будут потрачены впустую.

Проектирование продающего веб ресурса – особое ремесло, на грани искусства. Но многие новоиспеченные приверженцы интернет-бизнеса не хотят об этом думать, у них одни рейтинги в глазах. Они упрямо борются за цифры рейтингов, но, в конечном счете, не за цифры продаж.

Или взять, допустим, другое модное средство интернет-продвижения последних лет – контекстную рекламу. Просто оторопь берет, до какой степени безграмотно ею зачастую пользуются. Покупают контекст по самым дорогим словам в надежде, что чем дороже – тем эффективнее. В результате, и эти деньги в значительной своей части тоже расходуются напрасно – если говорить о пользе для бизнеса заказчика, разумеется...

Однако я убежден, что эта магия недолго продержится. Мода на поисковые рейтинги и дорогой контекст уйдет или, по крайней мере, примет менее экстремальные формы. Поисковая оптимизация из «королевы интернет-маркетинга» превратится в просто один из инструментов работы в Сети, притом не самый главный.

А бизнес сегодняшних SEO-оптимизаторов трансформируется в деятельность по оказанию интернет-маркетинговых услуг во всем их комплексе: от рекламы до разработки и администрирования сайта, т.е. именно сопровождения этого самого маркетингового инструмента;.

Вчера, например, отдел продаж переслал мне письмо заказчика, начинающееся словами: «Мне нужно до конца года увеличить продажи вдвое…» Обожаю тебя, мой незнакомый будущий клиент! Уверен, мы найдем общий язык. И SEO нам не повредит: было бы что оптимизировать.

В конце концов, в интернет-бизнесе должны восторжествовать «вечные ценности», которые ничем не отличаются от ценностей бизнеса офлайнового. И тогда рынок услуг интернет-маркетинга перестанет делиться на рынок дизайна, рынок контента, рынок рекламы, рынок SEO и прочие другие рынки. Сложится единый, единственный рынок – рынок повышения продаж.


к списку новостей