Доменное имя как торговая марка
По мере нарастания коммерциализации Всемирной сети все более частыми и масштабными становятся войны за доменные имена и использование в интернете торговых марок. После подписания президентом США Биллом Клинтоном «Акта о защите прав потребителей», направленного против киберсквоттеров, и появления Единой политики разрешения споров по доменам (UDRP), принятой интернет-корпорацией по назначению адресов и имен (ICANN), владельцы торговых марок получили возможность подавать в суд на киберсквоттеров, доменных спекулянтов и обычных владельцев доменных имен для защиты своих прав на торговую марку.
Все чаще и чаще поднимался ключевой вопрос: Как должно выглядеть доменное имя владельца торговой марки?Чтобы понять, каков может быть ответ на этот вопрос, для начала необходимо усвоить хотя бы в минимальном объеме положения американского законодательства, определяющие понятие «торговая марка» – а именно того, что подпадает под определение «защищенная торговая марка» и что дает такая защищенность. Только тогда можно вникнуть в тонкости сферы «dotcom».
Торговая марка
Торговой маркой (trade mark) является слово, фраза, символ или изображение или комбинация слов, фраз, символов или изображений, которые идентифицируют и выделяют происхождение товара или услуги одной стороны от прочих подобных. Торговая марка идентифицирует одного продавца товаров или услуг от других продавцов подобных товаров или услуг и подтверждает, что все товары, носящие такую же марку, происходят из того же источника и обладают соответствующими качествами. Создание логотипа не является еще торговой маркой. Существуют четыре категории марок:
- Случайные марки – специально придуманные или используемые товарами, к которым не имеют прямого отношения (например, Xerox для копировальных аппаратов или Amazon для книжного магазина);
- Суггестивные (навеивающие) марки – «намекающие» на товар или услугу, но не описывающие их (например, Names для регистратора доменных имен);
- Описательные марки – описывающие товар или услугу (например, National Book Outlet для книготорговой компании);
- Родовые марки – состоящие из общих наименований товаров или услуг (например, Free Checking для услуги бесплатной проверки банковского счета).
Марка товара (услуги) может быть признана торговой маркой только в том случае, если она является «различительной». Случайные и суггестивные марки по своей сути являются различительными. Описательная марка может быть признана различительной, если ее владелец сможет доказать существование «второго смысла», то есть того, что данная марка ассоциируется именно с его товаром или услугой. Родовые марки по определению не могут быть различительными.
Американское законодательство, определяющее понятие торговой марки, главным образом защищает права потребителя – законы об охране торговых марок существуют для того, чтобы оградить его от путаницы на рынке. Компании, использующие уже существующие или похожие на существующие марки, в том числе в доменных именах, нарушают права владельца торговой марки только тогда, когда это может повлечь смешение по происхождению, авторству, присоединению или спонсорству.
Однако в определенных случаях доказательства смешения может и не потребоваться. Дело в том, что в соответствии с концепцией «вероятности смешения» одни и те же марки могут быть использованы разными владельцами для различных товаров и услуг.
Например, торговая марка ABC, аналогичная торговой марке одноименного телеканала, может быть зарегистрирована другим лицом для косметической продукции, светящихся вывесок и вещательных служб. Несмотря на наличие ситуации, когда два лица владеют фактически одной и той же торговой маркой, это не приводит к их практическому смешению на рынке, поскольку представляется просто невероятным, что потребитель станет покупать косметику ABC, основываясь на собственных ассоциациях с телеведущей новостей, транслирующихся на телеканале ABC.
Товары и услуги делятся на 42 класса, чтобы способствовать определению границ областей эксклюзивного владения марками. Однако эти классы служат лишь ориентирами, вешками – между товарами разных классов может существовать вероятность смешения и наоборот, возможно полное отсутствие вероятности смешения между товарами одних и тех же классов.
В соответствии с законодательством США о торговых марках, защите подлежат не только зарегистрированные торговые марки. Право владельца на марку порождает не факт регистрации, а ее использование. При этом федеральная регистрация дает ее владельцу возможность использовать такую марку в национальном масштабе с момента регистрации. Следовательно, регистрация торговой марки уведомляет всех последующих пользователей о том, что некое лицо имеет на нее приоритетное право.
Доменные имена и торговые марки
Для того, чтобы определить, должно ли доменное имя соответствовать значению торговой марки, необходимо проверить его на соответствие следующим принципам:
- Действительно ли доменное имя используется в качестве торговой марки Другими словами, служит ли доменное имя идентификатором происхождения. Доменное имя, просто служащее для идентификации местонахождения пользователя в сети интернет, не является идентификатором происхождения – это всего лишь адрес. Например, Amazon.com является не только идентификатором происхождения, но еще и адресом, поскольку одновременно является названием компании и адресом сайта Amazon.com. И наоборот – домен barw.com является всего лишь адресом веб-сайта, принадлежащего компании Bradley Arant Rose & White. В данном случае доменное имя служит только как адрес, по которому можно найти веб-сайт компании, и поэтому не может считаться идентификатором происхождения.
- Является ли доменное имя различительным. Если доменное имя используется в качестве идентификатора происхождения, а не адреса веб-сайта, необходимо обратиться к основным вопросам, освещенным выше. Если доменное имя является, лишь описательным или родовым термином, оканчивающимся на доменное окончание (.com, .ru, .ua), оно не является различительным. Например, владелец сделал сайт или озадачился проектом – создание интернет магазина, разработка которого не предусмотрела нюансов с названием, в общем, решил создать сайт самостоятельно забыв советы по созданию сайта, тогда Nationalbookoutlet.com использует доменное имя в качестве идентификатора происхождения – это название его компании. Тем не менее, данная марка, как было показано выше, является описательной, следовательно, не подлежит защите как торговая марка.
Что все это значит для владельца торговой марки
Защита доменного имени с помощью торговой марки не всегда является критичной. Подавляющее большинство споров, касающихся торговых марок, относятся к использованию в доменных именах терминов, являющихся идентичными или схожими до степени смешения с торговыми марками.
Так, несмотря на то, что Всемирная федерация рестлинга (World Wrestling Federation) не использует домен Worldwrestlingfederation.com в качестве идентификатора происхождения, доменное имя включает в себя ее зарегистрированную торговую марку World Wrestling Federation. Основываясь на положения Единой политики разрешения споров по доменам, WWF смогла отобрать данный домен у киберсквоттера, не имеющего прав на это имя.
Аналогично, компания, владеющая токийской сетью ресторанов Benihana, обладает зарегистрированной торговой маркой Benihana Of Tokyo, поэтому, даже несмотря на неиспользование ею домена Benihanaoftokyo.com в качестве идентификатора происхождения, она смогла добиться передачи ей прав на это доменное имя, ранее зарегистрированное частным лицом.
Следовательно, если Вы являетесь владельцем условной торговой марки Yourtrademark, Вам не обязательно использовать в качестве идентификатора происхождения домен Yourtrademark.com для защиты этого доменного имени от использования другими лицами. Если другое лицо зарегистрирует домен в подобным именем, но при этом не будет обладать законными правами на торговую марку Yourtrademark или зарегистрирует такое доменное имя с недобросовестными целями,
Вы сможете добиться передачи Вам прав на этот домен. Не обязательно даже обладать правами на торговую марку, полностью идентичную по названию с соответствующим доменным именем, достаточно владеть правами на домен второго уровня – слово, предшествующее .com – для того, чтобы добиться перевода в свою собственность всего доменного имени.